Литературная основа – это небольшая повесть советского татарского писателя Аделя Кутуя «Неотосланные письма». Там очень бесхитростный сюжет: Галия, главная героиня, рассказывает историю своей любви к актеру Искандеру. Причем, знакомимся мы с этой печальной повестью через ее письма к любимому. Она их пишет, но не отсылает. Собственно, отсюда и название произведения. Но Ильгиз назвал свой спектакль «…отосланные письма». Он выкинул отрицательную частицу, заодно и пафос. А потом влез в женскую голову и попытался понять что там происходит. Смотреть на это очень увлекательно.
Во-первых, большое зрительское спасибо режиссеру за отказ от иллюстрирования истории, такое, знаете, с заламываниями рук, веерами и париками. Реальных героев в спектакле двое, а актеров – четыре.
Три актрисы – Алсу Шакирова, Алсу Файзуллина и Назлыгуль Хабибуллина играют Галию. Три Галии – очень удачный режиссерский прием. Воображай себе что хочешь. Три актрисы: блондинка, брюнетка и рыжая – как группа «ВИА ГРА», воплощение мужских фантазий. Три актрисы: ипостаси женщины - жена, любовница, мать. Три актрисы: как представление о самой себе, представление окружающих о тебе и реальная личность. Три актрисы: три возраста – юность, молодость и зрелость. У меня еще и какие-то ассоциации из области психиатрии возникли: когда сознание человека в трагических жизненных обстоятельствах расщепляется и создает альтернативную личность (или двух) для защиты себя. Так вот, три актрисы играют Галию, вернее, ее воспоминания о самой себе, других людях, это призраки в ее голове. Мы видим романтическую влюбленную барышню, молодого красавца актера, юную женщину охваченную любовной горячкой, самовлюбленного эгоиста не желающего брать ответственность за жену, роженицу, дочку, сына. Причем, все это, повторюсь, происходит в письмах. Галия пишет их и проживает разные роли. Отсюда тема театра в театре.
Внутри спектакля то возникает отрывок из «Гамлета» (здесь одна Галия – это Гамлет, другая – Офелия, третья – зритель), то сцена из классической татарской музыкальной драмы «Угасшие звезды». И там, и там – трагическая любовь, сводящая с ума, конфликт фантазии и реальности. Кстати, тут и поиски гендера прослеживаются. Актрисы с самого начала и почти весь спектакль – в мужских брючных костюмах. Как в литературном источнике, так и в спектакле, ведутся разговоры о роли и месте женщины в обществе. Словом, Kinder, Küche, Kirche или право имею? Галия обретает свой гендер (платье надевает), когда в ее жизни появляется реальный мужчина Вали. И мы его видим воочию в исполнении актера Эльдара Гатауллина. Вали Сафиуллин со студенческих лет был влюблен в Галию и странным образом соединился с ней уже во взрослой жизни.
Оказывается, именно его голос мы слышали в начале каждой из четырех частей спектакля, когда он вслух зачитывает письма героини. По сути, с самого начала мы наблюдаем конец. Потому что именно в конце повести Галия отдает Вали свои неотосланные письма к Искандеру. Весь этот сумбур женских слез, надежд, обид, мечтаний происходит еще и у него в голове. Кажется, я забралась совсем глубоко в голову Джона Малковича. Сделано всё просто. Минимум декораций, на черной сцене - белые стулья, они превращаются в концертный зал, квартиру, клетку, сцену, во что угодно. Лишь в конце истории на сцене появится круглый стол, покрытой скатертью. Как символ того самого мещанского благополучия, в стремлении к которому обвинял свою жену непризнанный гений и со всех сторон творческая личность Искандер.
Ой, много чего не сказала, о прекрасной музыке к спектаклю Миляуши Хайруллиной, о том, что над пластикой актрис работал Нурбек Батулла. И там есть на что посмотреть, взять хотя бы милую пантомиму, изображающую прогулку влюбленной парочки. В общем, поздравляю театр Кариева с премьерой, зрителей с интересным спектаклем, а Ильгиза Зайниева с днем рождения!