СМИ о театре

Весна принесла и новое прочтение, казалось бы, уже хорошо известного произведения. 6 марта в Казанском татарском государственном театре юного зрителя им. Г. Кариева состоится премьера - на суд зрителей будет представлен спектакль «Белые цветы. Отражение». Это рассказ о людях в белых халатах, о судьбе, призвании и долге сегодня как никогда актуален. Но смею разочаровать скептиков, написана пьеса не на потребу дня. Она на год опередила тягостные события и испытания 2020 года.
Автор пьесы, что тоже символично, Заслуженный врач России Равия Мухина. Режиссёр спектакля – Заслуженный артист России Ренат Аюпов. «Так совпало, что экранизация романа, его первые эпизоды снимались в городской клинической больнице №7 Казани. Нам очень помогала и консультировала целеустремлённая позитивная женщина. Она искренне переживала за актеров, съемочную группу и перспективу этого сериала. Так я познакомился с Равиёй Мухиной. Уже на первой встрече прозвучало предложение написать пьесу. На это Равия Гаязовна ответила: «Да, напишем ещё, Бог даст!» - поделился предысторией создания спектакля режиссёр.

Театр имени Кариева представил необычное произведение — пьесу «Ак чәчәкләр кебек» («Белые цветы. Отражение») заслуженного врача РФ Равии Мухиной, посвященную 110-летию Габдрахмана Абсалямова и 55-летию романа «Белые цветы».
Мне интересны театры малых городов — и профессиональные, и любительские. Их руководители, режиссеры, актеры — амбициозные, смелые, дерзкие. Они организуют свои фестивали, открывают имена молодых талантливых режиссеров.
По словам режиссера, сила и преимущество театра для ребенка среди других элементов из сферы развлечения заключается в том, что в нем «живой человек со сцены говорит с живым человеком в зале, обмениваясь живой энергией».

Екатерина Гороховская уверена: для того, чтобы заинтересовать ребенка, театр должен идти навстречу своему зрителю. «Сейчас не время вещания, а время диалога, горизонтальных связей. Оно предполагает то, что я не просто приношу какой-то факт или информацию, а даю мотивацию: зачем ребенку это нужно и почему должно волновать, какая связь между этими событиями, как обработать это количество информации и какие связи выстроить», – объясняла она на встрече с журналистами, приуроченной к премьере постановки. – «Дети смотрят на интерпретацию, образное воплощение информации, произведения. Мне кажется, что театр нужен ребенку сегодня для того, чтобы дать альтернативу виртуальной жизни и напомнить, что есть что-то другое».
«Забить» театральный зал школьными классами и считать, что задача выполнена — это не моя история. Потом Гузель спросила — есть ли у меня мечта. Вы знаете, у меня нет такого «режиссерского портфеля», то есть списка пьес, которые я хотела бы поставить. Но вот «Мио» был такой мечтой. Спектакль ставится при поддержке гранта правительства Российской Федерации в рамках федерального проекта «Театры — детям».
Сначала кажется, что на сцене слишком уж много этих фигур. Как и много пластических решений — актеры кружатся, соединяются в пластических этюдах, порой достаточно неловких, ибо работают они в этот момент порой с такими непрактичными объектами, как картина или та же фигура. Поэтому и понять, что же они имели в этот момент в виду, сложно. Однако вся эта угловатость и двухмерность смотрится аллюзией на воспоминания. Да, в них нет объема, они черно-белые, зато если в буквальном смысле посмотреть внутрь, то обнаруживается канарейка в клетке. Или магнолии. Человек поет и цветет. А потому даже фанерная лошадь здесь кажется живой, а кусок полиэтилена, налетающий при смене фрагментов, — романтичным.
«Да, меня пригласили в театр им. Кариева. Для меня это первый опыт постановки в этом театре, хотя наше сотрудничество зародилось раньше: их главный режиссер Ринат Аюпов ставил в Салавате спектакль по повести Мустая Карима «Радость нашего дома», — сообщил Ильсур Казакбаев агентству «Башинформ». — Насчет концепции спектакля по повести «Оҙон-оҙаҡ баласаҡ» пока думаем, хочется что-то новое, чтобы не повторять прежние постановки»
Вообще, с позитивными героями в пьесе нелегко. Аниса, к примеру, врет родителям, что беременна, чтобы выйти замуж, но это все сразу забывается в круговороте событий. Председатель Гаптери (Ильназ Хабибуллин) хочет пропиариться за счет Хайдара, у которого редкая кровь — она защищает от СПИДа. Картошка без колорадского жука и уникальная кровь — да за такого Хайдара точно выдадут дочь замуж. Не слишком охотно, конечно, ведь ему 42, а ей 23, к тому же во всей истории ощущается запутанный психологический трюк. И когда мать говорит, что согласна на неравный брак, возникает редкий момент в спектакле, когда видишь трагедию женщины, которая вышла не за того и теперь хочет, чтобы дочь прожила за нее жизнь.
Премьерный спектакль — это дань памяти безвременно ушедшему известному драматургу и актёру, народному артисту РТ, автору пьесы, открывшей новый сезон театра, Фанавилю Галиеву. В этом году ему отметили бы 60-летие.

В 2003 году пьеса была признана лучшей среди других драматургических произведений, представленных на семинаре драматургов в Министерстве культуры Татарстана, и какое-то время входила в репертуар Набережночелнинского Татарского государственного драматического театра.
Решение о постановке "Колорадских страстей" на сцене театра им. Г.Кариева принял главный режиссер театра Ренат Аюпов - в честь и в память об авторе
«Колорадские страсти»… Название постановки стало первым, над чем я начала размышлять, едва успев увидеть афишу.


Татарский ТЮЗ им. Кариева открыл сезон народной комедией «Корт» («Колорадские» страсти»), которую главный режиссер Ренат Аюпов поставил по пьесе Фанавиля Галиева. Актеру и режиссеру, работавшему в Кариевском и Тинчуринском театрах, в этом году исполнилось бы 60 лет.


В Казанском татарском ТЮЗе им. Г. Кариева прошли показы итоговых работ режиссерской лаборатории "Tamga"-2020. Как и положено в наше ковидное время, зрителей просили быть в масках и перчатках, а еще соблюдать дистанцию — в фойе держаться друг от друга на расстоянии, в зале не садиться в кресла, отмеченные белой наклейкой (отмечено было каждое второе).

Участниками лаборатории "Tamga"-2020 стали опытные режиссерки Марфа Горвиц (Москва) и Регина Саттарова (Казань), дебютант Эльдар Гатауллин (Казань) и ветеран театральных лабораторий Павел Зобнин (Томск). Ни у кого из них не было выбора: каждый согласился с заданием организаторов поставить в течение недели с актерами кариевской труппы определенную сказку.


II лаборатория режиссеров TamGa в Казани

Алексей Гончаренко

Татарский ТЮЗ имени Габдуллы Кариева во второй раз провел режиссерскую лабораторию «TamGa». Во время первой режиссеры cами выбирали современные тексты, и в результате в репертуаре появился «Умник» по книге Мари-Од Мюрай в постановке Екатерины Корабельник. В этот раз тема оказалась сложнее – татарские сказки. Не актуальное, цепляющее, а так называемое вечное. Знакомое, но от этого не то чтобы понятное. И дело не только в том, что все знают их наизусть, а в том, что действие в них строится по принципиально иным, додраматургическим законам. И вот это для режиссеров – уже задачка со звездочкой.

На лаборатории «Тамга» в театре им. Кариева выясняли, кому нужен Тукай без сатиры и как сказка о батыре превратилась в историю о мутантах

В татарском ТЮЗе им. Кариева прошла вторая режиссерская лаборатория «Тамга». Здесь вновь размышляли о том, как может и должен развиваться национальный театр для детей и подростков. На этот раз режиссеры не сами выбирали материал, а работали с распределенными между ними сказками. О том, как превратить «наше татарское все» из значка в живого человека и как связаны Бертольд Брехт и Алтынчеч, — в материале «БИЗНЕС Online».
На этой неделе исполнилось 134 года со дня рождения Габдуллы Кариева — основоположника татарского национального театра. Из-за пандемии эти культурные учреждения закрыты уже не первый месяц. «С середины марта по май включительно наши спектакли должны были увидеть более 8,5 тысячи зрителей», — говорит директор ТЮЗа им. Кариева Гузель Сагитова. А еще она переживает за будущее частных театров, предсказывает бум легких спектаклей и призывает не стесняться искать помощи у зрителей и спонсоров.
И.Метшин: «Для творческих людей самоизоляция – непростое время, но на вдохновение это не должно влиять» .
С работой театра Кариева в период режима самоизоляции накануне ознакомился Мэр Казани Ильсур Метшин: глава города побывал за кулисами театра, и пообщался с артистами труппы. Несмотря на то, что театр перешел на нестандартный формат работы, творческая жизнь в нем продолжает кипеть. Так, во время визита Мэра Казани на малой сцене артистка театра Фирюза Зинатуллина читала сказку для проекта «Тылсым».
«Это спектакль не столько про исчезающую деревню, сколько про исчезновение татарского языка. Исчезнет язык — исчезнет все», — сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» исполнитель роли Микулая Олег Фазылзянов после премьеры спектакля, который главный режиссер театра им. Кариева Ренат Аюпов поставил по пьесе известного татарского драматурга Мансура Гилязова. Монодрамы не так часто присутствуют в репертуаре татарских театров, а на сцене татарского ТЮЗа такая работа и вовсе была представлена впервые.
Голосование определило, с какой пьесой (среди других) обязательно будут работать участники режиссерской лаборатории "TAMGA", которая пройдет в Кариевском театре в мае: с "Девочкой с головой волка". Кстати сказать, для лаборатории эту пьесу переведут на татарский язык. Ну а потом, вполне возможно, по "Девочке…" поставят спектакль, и он войдет в постоянный репертуар Кариевского театра.
Несмотря на возрастное ограничение спектакля – 6+, он будет интересен и заставит задуматься даже взрослых. Увлекая зрителей сказочными сюжетами, ярким художественным и музыкальным решением, спектакль предлагает разговор на серьезные темы: победа над искушением и верность долгу, самопожертвование и прощение, дружба и любовь.
Питер Пэн. Мальчик, который не хочет взрослеть. Казалось бы, уже на этом можно было построить спектакль, потому что интеллектуалами отмечается, что нынешнее поколение подростков и молодежи - как раз эти "Питеры Пэны" (после "generation П" - "generation П.П."). Аюпов решил пойти дальше, для него характерны интуитивно-режиссерские вставки современных философских проблем. Он размышляет на тему "зависания" людей в интернете. Логично: подростки пропадают в сети, благодаря деформации мировоззрения не умеют жить в реальности, наивно полагая, что сеть заменит им реальность. Однако становится все только хуже.
Министр культуры Ирада Аюпова в приветствии к открытию фестиваля сказала: «Это замечательный проект, направленный на создание комфортной профессиональной среды для начинающих режиссеров и поддержание молодежного творчества, стал одним из ожидаемых и заметных культурных событий нашей республики».
Всероссийский театральный фестиваль молодых режиссеров «Ремесло» давно стал визитной карточкой Татарстана. Его ждут, обсуждают, его ставят в пример, порой критикуют, но, в любом случае, аншлаги на спектаклях – свидетельство того, что мероприятие востребовано. Можно сказать с уверенностью, что «Ремесло» уже заняло свою нишу в театральном пространстве России. Сегодня фестиваль активно работает на престиж Казани и республики, привлекая гостей из других регионов.
- Я никогда не бывал в Казани, но с огромным удовольствием участвую в открытии фестиваля «Ремесло», - сказал Кама Гинкас, - считаю важным, что молодые режиссеры смотрят друг на друга, учатся друг у друга, как на ошибках, так и на достижениях. Тем более в присутствии серьезного жюри, строгих критиков - господина Олега Лоевского и Владиславы Куприной. Желаю, чтобы этим серьезным людям понравилось то, что они увидят, а участникам - удачи и плодотворного обмена опытом.
Находясь в зрительном зале, каким-то удивительным образом начинаешь буквально дышать в унисон с актерами: жалеешь героев, смеешься над их шутками, с нетерпением ждешь соединения влюбленных пар… Новую постановку зал принял с восторгом: зрители встали со своих мест и начали аплодировать стоя, даже не успев дождаться окончания финальной сцены.
"Гаджеты закрыли, затмили прекрасные отношения между родителями и детьми. Виртуальный мир вынуждает забывать главные ценности, а агрессивный вирус интернета - зло, от которого нам пора лечить души наших детей, возвращать их домой, в семью. И этот спектакль - работа от обратного: через отражение и технологии мы говорим о человечности; через механизацию мы показываем, что сегодняшняя ситуация может привести к обнищанию духовности, превращению в зомби. Ребенка нельзя лишать детства - неотъемлемого этапа формирования человека как полноценной гармоничной личности. Эта идея и лежит в основе спектакля.
Татарский ТЮЗ им Кариева с приходом нового креативного директора Гузель Сагитовой (фанатки татарской культуры, пассионарного руководителя татарского творческого клуба «Калеб») преобразился. Сегодня это один из лучших театров Татарстана, не только среди татарских, но и русских. По творческому исканию, по сильной, умной мысли. Практически классикой стал тонкий спектакль Рената Аюпова «Удивительные приключения кролика Эдварда». Весной прогремел один из лучших спектаклей Ильгиза Зайниева «…Отосланные письма». Зрители стали ломиться в театр.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Работа над спектаклем длилась несколько месяцев, и несмотря на языковые различия — напомним, что Екатерина Корабельник осуществляла постановку на татарском языке, — проблем с языковым барьером в процессе репетиций не возникало. Напротив, режиссёр отметила взаимопонимание и прекрасную подготовку актёров: «по их действиям понимала, насколько правильно и гармонично герои существуют на сцене. За время работы я даже успела выучить несколько татарских слов — "күрсәт", "бир", "тапта".
Мы приходим в театр и даже не задумываемся, как сложно порой бывает актеру. Сегодня он играет грустного и одинокого персонажа, а завтра весельчака. А каков актер на самом деле? Специально для журнала «Идель» артист актер Казанского Татарского государственного театра юного зрителя им. Габдуллы Кариева Булат Гатауллин рассказывает о своих правилах жизни.
В этом году зрителей ожидают сразу три премьерные постановки – это спектакли-участники режиссерской лаборатории «TAMGA», которая проходила в апреле этого года. Это спектакли «Умник» («Йомрыбаш») по повести французского писателя Мари-Од Мюрай в постановке московского режиссера Екатерины Корабельник (премьера запланирована на 10 и 11 октября). Следующий спектакль называется «Пушистая мечта» Александры Сальниковой в постановке Александры Ловянник (премьера состоится 26 октября) и «Питер Пен» в инсценировке Рамиса Назмиева и режиссера Рената Аюпова (запланирована на 22 ноября).
Казанский татарский ТЮЗ им. Габдуллы Кариева после 17-летнего перерыва приедет с гастролями в Набережные Челны. Об этом журналистам сообщили директор театра Гузель Сагитова и ведущий артист театра Ильнар Низамиев.
«Татарки не умеют красиво любить?»: как Ильгиз Зайниев отослал «письма» Аделя Кутуя

Будущий главреж театра кукол «Экият» Ильгиз Зайниев представил в ТЮЗе им. Кариева свою версию «Неотосланных писем» Аделя Кутуя. И в его трактовке потеряли предлог «не»… О том, насколько красноречивой может быть сценография из стульев и простыни и почему соцреалистическая повесть Кутуя стала актуальной в третью волну феминизма, — в материале корреспондентов «БИЗНЕС Online», побывавших на пресс-показе спектакля.



Татарский ТЮЗ имени Г. Кариева организует в Казани музыкальную лабораторию под названием «Наша песня». Ее участники должны создать произведения, которые смогут обогатить татарскую музыкальную сцену.
«С помощью лаборатории нужно будет найти золотой срединный путь для создания песен», – пояснила директор Татарского театра юного зрителя Гузель Сагитова.

Артисты стараются скрыть свое стеснение непристойных фраз и выражений, а режиссер видит то, как теряется экспрессивность произведения при переводе на татарский язык и связывает это с менталитетом татарского народа.

- Наш народ не сквернословит на людях. Может быть мы и ругаемся, но только не вынося этого из дома. И когда мы слышим это слово в общественности или в театре - это катастрофа. Но у нас здесь полная свобода слова. Потому что это лаборатория. Поиски и проба нового. Это огромный плюс для артистов, когда они переходят какие-то рамки повседневной жизни, - уверяет режиссер.
Хорошо, что сейчас существует лабораторное движение. Зрители и руководство театра могут на этапе лаборатории понять, какой из эскизов доделывать, а какой — забыть как страшный сон. Кроме того, такой формат помогает театру решиться на что-то новое. Скажем, сделать спектакль для подростков сложно, но на лаборатории как раз получился хороший подростковый эскиз, с которым можно работать дальше. Вдобавок есть возможность освоить новые пространства театра. Наш эскиз, к примеру, играется в фойе: мы используем гардероб как готовую декорацию.
Татарский театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева представил пестречинцам свой новый спектакль «Шайбу! Шайбу!».
Этот уникальный спектакль результат совместного творчества двух наших выдающихся земляков. И режиссёр спектакля Ренат Аюпов и автор пьесы знаменитый прозаик, лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая Камиль Каримов родились на пестречинской земле, в селе Шали.
Собравшись вместе, режиссёр Ренат Аюпов, художник Булат Ибрагимов, хореограф Нурбек Батулла, композитор Зульфат Валиуллин и драматург Камиль Каримов рассказали, в общем-то, очень простую историю, которая неожиданно обрела силу философской притчи.
Национальный театр почти ни у кого не ассоциируется с экспериментами и перфомансами: как правило, местные режиссеры предпочитают классику, обходясь без смелых интерпретаций. Однако в прошлом году хореограф и балетмейстер из Казани Нурбек Батулла получил «Золотую маску» именно за участие в экспериментальной постановке «Алиф». Весь бюджет спектакля составил 47 тысяч рублей.
Ильдар актер, выпускник РАТИ (ГИТИС), режиссер, преподаватель актерского мастерства и режиссуры. Его тренинг основан на уникальной методике, автором которой является русский театральный режиссер и преподаватель Н.В. Демидов. Главная цель «демидовских этюдов» – научить актера освобождаться от внутренних и телесных зажимов.


Я не могу говорить, что будет новый татарский театр. Я не сторонник делить театры по национальным критериям. Фундаментом театра является актерское мастерство, психологическая игра. Потом – театр переживаний, представлений. Все тенденции, новшества рождаются через психологию, через систему Станиславского.
Театр Кариева. Пусть эту Вселенную я открыла лишь недавно, но… Впрочем, без «но»: быть здесь - это свобода, это молодость и азарт. И вот почему.
Театру всего 30! Возраст разумной дерзости и энергии, выбора и вызова. Вызова, в первую очередь, самому себе.
Под занавес ушедшего года Татарский театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева отметил своё тридцатилетие. Торжество по этому случаю прошло 22 декабря. Дату выбрали не случайно — в этот день 1906 года состоялась первая публичная постановка на татарском языке, и именно эта дата считается днём рождения татарского театра.
Певец Фирдус Тямаев пожертвовал 15 000 рублей на благотворительность
По словам сотрудников театра, артист сам вышел на них с такой идеей. Свой поступок он не комментировал, обозначил лишь то, что делает это из добрых побуждений. Театр, в свою очередь, связался с казанским обществом родителей детей-инвалидов.

Крупнейшие чиновники, бизнесмены и общественные деятели делятся с «БИЗНЕС Online» своими радостями, печалями и надеждами.
Гузель Сагитова, директор татарского театра юного зрителя им. Кариева.
С новым фирменным стилем, в новом здании и с новым директором — с таким багажом татарский театр юного зрителя подошел к своему 30-летнему юбилею. В субботний вечер здесь собрался культурный бомонд республики. Гостей встречал духовой оркестр Казанской консерватории, в центре фойе красовалась нарядная елка. Здесь же недавно обновили фотографии артистов, теперь выполненные в черно-белом стиле.
В Казани на сцене Татарского государственного театра юного зрителя им. Г.Кариева прошло торжественное мероприятие, посвящённое 30-летию театра.
Казанских зрителей продолжают удивлять новыми театральными формами. В этот раз отличился Татарский ТЮЗ им. Кариева. Впервые за всю историю, а в этом году кариевцы отмечают 30-летний юбилей, театр поставил спектакль в камерном формате.
Одно из отрадных событий идущего театрального сезона — это обретение
«второго дыхания» в ТЮЗе им. Г. Кариева. Труппа, которая многие годы
не имела крыши над головой и сохранилась в большей степени благодаря
стараниям главного режиссера театра Рената Аюпова.
Эпоха нововведений в татарском ТЮЗе им. Кариева продолжается. С тех пор, как в сентябре этого года на должность директора учреждения была назначена одна из основательниц творческого движения «Калеб» Гузель Сагитова, кариевцы сделали заметный шаг вперед.
В мире встречаются растения-хищники, которые заманивают свою жертву, используя различные приспособления. Чтобы выжить в местах, где почва бедна питательными веществами, они растворяют плоть насекомых, членистоногих. Именно такой цветок во всей красе распускается на сцене кариевского театра в спектакле «Огненный цветок» по одноименной пьесе З.Хуснияра. Режиссер И.Камалиев превратил огненный цветок в структурообразующий образ постановки...
В Казанском татарском ТЮЗе имени Г.Кариева состоялась премьера спектакля «Огненный цветок» по пьесе Зиннура Хуснияра, привносящего в татарскую литературу новые темы, сюжеты и новых героев.
Гузель Сагитова: «Первым делом я избавилась от искусственных цветов в фойе». Новый директор татарского ТЮЗа о надеждах Ирады Аюповой, самом низкооплачиваемом режиссере РТ и желании получить здание от минобороны

Премьера спектакля «История одной любви» состоялась в Татарском ТЮЗе им. Г.Кариева 30 ноября 2003 г. Режиссером и автором сценария является Раушан Шариф. Постановка 15 лет находит отклик в зрительской аудитории, покоряет мастерством
актерской игры...
Артисты театра Кариева играют в сторону Киблы: 24 важных факта о татарском ТЮЗе и его новом здании
«Чиксезлеккә!» («К бескрайности!») -- так обозначил Татарский ТЮЗ им. Г. Кариева свой вектор развития в новом сезоне. Автором перформанса со столь символическим названием, в котором приняли участие студенты театрального училища, является Н. Батулла.
В небольшом Буинске (республика Татарстан) прошел второй международный театральный фестиваль "Буа: Пространство диалога". Свои спектакли на фестивале показали труппы из Казахстана, Уфы, Казани, Набережных Челнов, Чебоксар, Йошкар-Олы, Оренбурга, Баку, Глазова, Альметьевска, Москвы и самого Буинска.
Мероприятия творческого объединения «Калеб» будут представлены на площадках Казанского татарского государственного театра юного зрителя имени Габдуллы Кариева. Об этом рассказала сегодня на первой пресс-конференции новоиспеченный директор театра Гузель Сагитова.