Сафин Нуриахмет Валиахметович
Народный артист Республики Татарстан (1994 г.)
Заслуженный артист Российской Федерации (2007г.)

Родился 15 декабря 1946 года в деревне Степная Шентала Алексеевского района РТ.
В 1966 году окончил Казанское театральное училище, в 1983 году – Башкирский государственный университет имени 40-летия Октября.

В Казанском Татарском государственном театре юного зрителя имени Габдуллы Кариева работает с 1987 года. Член Союза Театральных Деятелей РТ Отделения Общероссийской общественной организации СТД РФ.

Один из основателей театра Г.Кариева. Внес огромный вклад в подготовительный период открытия Театра-студии – предшественника татарского ТЮЗа.
Творческий путь
Является одним из основоположников Государственного бюджетного учреждения «Казанский Татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева».

За более чем полвека творческой деятельности на театральных подмостках столицы Татарстана Нуриахмет Валиахметович Сафин сыграл более ста ролей в спектаклях самой разной жанровой характеристики. Выдающимися примерами стилистически безупречного актерского воплощения вошли в историю татарстанского театра его поэт и философ, человек и символ татарской поэзии, страстный и возвышенный Хади Такташ в драме «Вспыхнувшая звезда» Ф.Байрамовой, холодный, как сталь, Президент фон Вальтер в трагедии Ф.Шиллера «Коварство и любовь», обманутый в лучших чувствах отец, преданный дочерями Лир в шекспировском «Короле Лире», простодушный Оргон в мольеровском «Тартюфе», мудрый Отец в драме «И так бывает» Т.Миннуллина и многие другие. Ему принадлежит инициатива создания национального Театра юного зрителя (с 2007 года театр носит имя первого татарского актера и режиссера Габдуллы Кариева), на сцене которого Н. Сафин вот уже более трех десятков лет создает свои неповторимые сценические образы, ставит спектакли («Луч солнца» А.Попеску (1998 г.), «Как зовут Шурале» и «Счастье снегурочки» Г. Гильманова (2000 г.), «К нам прилетели соловьи» И.Юзеева (1989 г.), переводит новые пьесы («Ночь пресыщения» Б.Мукаева, «Луч солнца» А.Попеску) и даже работает над созданием музея театра, словом, без остатка отдает себя искусству театра.

Нуриахмет Сафин – актер незаурядной органики и горячего темперамента. Комедия или драма, трагедия или водевиль, яркий сценический рисунок или «психологическое кружево» – каждая секунда роли, каждый миг сценического существования покоряет зрителя правдой. Героям Н. Сафина доверяют и сочувствуют, угадывая себя в сценических воплощениях артиста. Объединяет все сценические создания Н. Сафина подкупающая искренность исполнения, исключительная органичность. Ему присущи уважение к замыслу режиссера, внимание и искренняя любовь к партнерам.
Его Гарифулла в спектакле «Отчий дом» (2012 г.) по пьесе классика татарской драматургии Туфана Миннуллина неизменно вызывает большую симпатию зрительного зала. Несмотря на то, что пьеса написана в 1974 году, в устах Гарифуллы-Сафина текст звучит удивительно остро и современно. Размышления простого деревенского старика, по совести прожившего свой век, о смене нравственных ориентиров в современном обществе, добровольном отказе от своей национальной идентичности живо откликаются в зрительских сердцах. Спокойный, сосредоточенный монолог артиста, смотрящего прямо в зал, проходит при полной тишине, которая, однако, взрывается громом аплодисментов в финале, когда звучат слова надежды. Гарифулла-Сафин готов бороться за человека, свой народ, совесть и честь всеми доступными ему способами, как минимум, устроив хорошую взбучку сыновьям, подзабывшим о душе в погоне за материальными ценностями. Жизнестойкости нравственных принципов Гарифуллы можно позавидовать, а, главное, необходимо взять на вооружение — сверхзадача роли актера, которую он блестяще решает в лучших традициях психологического театра. И не случайно за исполнение роли Гарифуллы Н. Сафин был удостоен приза VIII Международного фестиваля театрального искусства «Театр. Чехов. Ялта» (2016) в номинации «За профессиональное достоинство».

Железный внутренний стержень и у Старика в «Истории одной любви» по пьесе Р. Шарифа (2016 г.). В исполнении Н. Сафина бомж, собирающий пустые бутылки, удивительно духовно целен, нравственно чист. И вновь зал следит за каждым словом и движением мысли персонажа, нюансами психологически подробной актерской игры. И словно бы нет рампы, сценической условности, реквизита и бутафории – артист живет полнокровной жизнью своего героя – плоть от плоти многогранной и глубокой натуры артиста. А финальная фраза Старика – «Мы построим свое счастье, и никто нам не сможет помешать!», – сказанная просто и мужественно, звучит руководством к действию и единственно возможной правдой жизни, взрывая зал аплодисментами.
Единственным и неповторимым, героем во всех проявлениях сценического бытия предстает в исполнении Н. Сафина и Рахматулла из грустной комедии «Супержених» по пьесе Т. Миннуллина «Один жених для шестерых девушек» (2016 г.). Своего героя Сафин наделяет большим сердцем, частицу которого он бескорыстно дарит всем женщинам, что добиваются расположения настоящего джентльмена. Он помогает им растопить лед одиночества, впустить в свою жизнь веру в любовь и добро, воскрешает в них красоту. В отношении сценического существования актера так и напрашиваются определения — естественно, органично, легко, внятно, гармонично – просто. Но за этой естественной гармонией человеческих
проявлений, когда радость сопутствует грусти, а сквозь слезы пробивается смех — итог многотрудной работы актерского «Я».
Нуриахмет Сафин находится в прекрасной творческой форме, и роли в последних премьерах театра наглядно демонстрируют разнообразные творческих возможностей актера. Практически ни одна премьера театра не обходится без участия аксакала труппы.
Порой это могут быть лишь несколько выходов на сцену. Но спектаклю, как воздух, необходим именно этот человек и профессионал, для которого нет маленьких ролей, но есть кропотливый труд и безошибочный эстетический результат. В ряду филигранно «прожитых» малых актерских созданий в репертуаре Н.В. Сафина обращают на себя внимание мудрый Хальфа в театральной новелле «Необыкновенные ичиги» (2018 г.) по повести классика татарской литературы Г. Исхаки, лукавый Хозяин гостиницы в спектакле «Артист» по пьесе Р. Зайдуллы (2016 г.), требовательный Отец в притче «Алмачуар» по повести Ф. Галиева (2012 г., восстановление), добродушный Энебай в детском спектакле «Ежик ищет друзей» (2015 г.), благочестивый Якуб в театральной поэме «Юсуф и Зулейха» Кула Гали (2007 г.), суетливый Баптиста в комедии У. Шекспира «Укрощение строптивой» (2011 г.). Несомненной удачей стало и исполнение роли Мухаммата в спектакле «Казанская сирота» по пьесе Р. Зайдуллы (2014 г.). Мухаммат — обыкновенный охранник детского дома, но именно он своими рассказами о никогда невиданном Париже, вселяет в главного героя веру в мечту и готовность за нее бороться несмотря ни на что.

Истинный представитель актерской школы русского психологического театра — Н. Сафин — способен не только «плести» психологические кружева, но и моментально менять маски, с азартом лицедействовать. Особую зрительскую любовь снискали спектакли «Сенной базар» (2012 г., восстановление) и «Алхимик» (2007 г.), в которых Н. Сафин молниеносно и увлекательно играет сразу по несколько ролей. Заядлые театралы и новички, затаив дыхание, следят за развитием действия и калейдоскопом героев в исполнении любимого артиста и не устают удивляться виртуозности мастера. Незадачливый крестьянин, неловко предлагающий своего племянника в подмастерья, Сатана, властно испытующий молодого поэта на прочность, твердолобый Жандарм, зачитывающий список арестованных молодых бунтарей, Доктор, громогласно требующий освободить палату больного, и даже сказочный Див, побежденный молодым Батыром — каждый из них сыгран в мельчайших характерных подробностях и в подчинении стилю театральной фантасмагории. Отец Сантьяго, Мелхеседек, Торговец Хрусталя, Вожак в «Алхимике» по одноименному произведению П. Коэльо в исполнении актера стилистически остаются в рамках образа-символа, и в то же время удивительно органично существуют по законам жизненной правды.
Своя театральная стезя неизменно точно выражена и в игре Н. Сафина, бескомпромиссно утверждающего умный и эмоциональный театр.


Н. Сафин находится в прекрасной творческой форме, и роли в последних премьерах театра наглядно демонстрируют разнообразные творческих возможностей актера. Практически ни одна премьера театра не обходится без участия аксакала труппы.
Порой это могут быть лишь несколько выходов на сцену. Но спектаклю, как воздух, необходим именно этот человек и профессионал, для которого нет маленьких ролей, но есть кропотливый труд и безошибочный эстетический результат. В ряду филигранно «прожитых» малых актерских созданий в репертуаре Н.В. Сафина обращают на себя внимание мудрый Хальфа в театральной новелле «Необыкновенные ичиги» (2018 г.) по повести классика татарской литературы Г. Исхаки, лукавый Хозяин гостиницы в спектакле «Артист» по пьесе Р. Зайдуллы (2016 г.), требовательный Отец в притче «Алмачуар» по повести Ф. Галиева (2012 г., восстановление), добродушный Энебай в детском спектакле «Ежик ищет друзей» (2015 г.), благочестивый Якуб в театральной поэме «Юсуф и Зулейха» Кула Гали (2007 г.), суетливый Баптиста в комедии У. Шекспира «Укрощение строптивой» (2011 г.). Несомненной удачей стало и исполнение роли Мухаммата в спектакле «Казанская сирота» по пьесе Р. Зайдуллы (2014 г.). Мухаммат — обыкновенный охранник детского дома, но именно он своими рассказами о никогда невиданном Париже, вселяет в главного героя веру в мечту и готовность за нее бороться несмотря ни на что.
Истинный представитель актерской школы русского психологического театра — Н. Сафин — способен не только «плести» психологические кружева, но и моментально менять маски, с азартом лицедействовать. Особую зрительскую любовь снискали спектакли «Сенной базар» (2012 г., восстановление) и «Алхимик» (2007 г.), в которых Н. Сафин молниеносно и увлекательно играет сразу по несколько ролей. Заядлые театралы и новички, затаив дыхание, следят за развитием действия и калейдоскопом героев в исполнении любимого артиста и не устают удивляться виртуозности мастера. Незадачливый крестьянин, неловко предлагающий своего племянника в подмастерья, Сатана, властно испытующий молодого поэта на прочность, твердолобый Жандарм, зачитывающий список арестованных молодых бунтарей, Доктор, громогласно требующий освободить палату больного, и даже сказочный Див, побежденный молодым Батыром — каждый из них сыгран в мельчайших характерных подробностях и в подчинении стилю театральной фантасмагории. Отец Сантьяго, Мелхеседек, Торговец Хрусталя, Вожак в «Алхимике» по одноименному произведению П. Коэльо в исполнении актера стилистически остаются в рамках образа-символа, и в то же время удивительно органично существуют по законам жизненной правды.
Своя театральная стезя неизменно точно выражена и в игре Н. Сафина, бескомпромиссно утверждающего умный и эмоциональный театр.
Большой вклад внес Н. Сафин в военно-патриотический проект театра им. Г.Кариева «Театр – защитникам Отечества». Фаворитами проекта стали именно спектакли с участием Н.В. Сафина «Отчий дом» и «Алхимик». За время реализации проекта (2014-2015 гг.) Н.В. Сафин побывал с гастролями в 65 воинских частях Оренбургской, Свердловской, Самарской, Саратовской областей, в Республике Марий Эл, Башкортостане, городах Ульяновск, Кронштадт, Волгоград, Санкт-Петербург, Симферополь, Севастополь, Бахчисарай, Ялта и другие.
Сфера творческих интересов Н.В. Сафина, несмотря на его абсолютную верность театру им. Г.Кариева, распространяется и за пределы родной сцены. Он принимает участие в творческих проектах на радио «Тәртип», «Болгар»,
«Татарстан радиосы», выступает на эстраде с поэтическими программами по творчеству Г. Тукая, Х. Такташа, проводит мастер-классы по актерскому мастерству, сценической речи, творческие вечера, неизменно пользующиеся вниманием публики не только Казани и районов Татарстана, но и всей России. Неоценим вклад Н. Сафина и в развитие национального кинематографа. Его роли в кино обладают той же магией, что и театральные творения артиста. Солдат Ефим («Зөләйха», Татаркино, 2008 г.), Дядя Ибрагим («Золотая суббота», Татаркино, 2009 г.), Продавец супермаркета («Реальная сказка», Мосфильм, 2012 г.), Прототип Г.Абсалямова («Белые цветы», Татаркино, 2015 г.), Дядя Габбас («Айсылу», Татаркино, 2015 г.) – каждая обращает на себя внимание абсолютной честностью переживания и глубиной мысли.
Высокое мастерство, любовь и уважение к драматическому искусству, ставшие делом его жизни, вызывают глубокое уважение. В последнее десятилетие за плодотворную творческую деятельность Н.В. Сафин был удостоен многочисленных правительственных и профессиональных наград, среди которых Почетная грамота Министерства культуры и Министерства образования и науки Республики Татарстан (2006 год), Премия им. Дамира Сиразиева (2011 год), Благодарственное письмо Президента Республики Татарстан (2012 год), Медаль «За доблестный труд» «За труд, направленный на развитие татарского театрального искусства» (2017 год), Медаль Всемирного конгресса татар «За большие заслуги перед татарским народом» (2018 год), Благодарственное письмо МБУ «Центр развития культуры» Нурлатского муниципального района РТ (2018 год), Благодарственное письмо Министерства культуры РТ (2018 год), Благодарственное письмо Союза театральных деятелей РТ (2018 год), Благодарственное письмо Казанского отделения Исполнительного комитета Всемирного конгресса татар (2018 год), Благодарственное письмо Председателя Государственного совета РТ (2021), медаль ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан» (2021), знак отличия «За безупречную службу Казани» (2021) и многими другими.