Аюпов Ренат Мирзахасанович
Главный режиссер театра Кариева
Заслуженный деятель искусств РТ (2007);
Заслуженный артист России (2014);
Родился 28 марта 1964 года в с.Шали Пестречинского района Республики Татарстан.
Окончил Московское Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина при Малом театре СССР (1988 г.), Московское высшее театральное училище им. Б. Щукина при Академическом театре им. Е.Б. Вахтангова.
В 1995 году назначается главным режиссером Казанского татарского государственного театра юного зрителя.
С 1996 года – главный режиссер Набережночелнинского государственного татарского
драматического театра.
С 2002 года – главный режиссер Казанского
татарского государственного театра юного зрителя им.Г.Кариева.
Творческий путь
Аюпов Ренат Мирзахасанович начал свою творческую деятельность в Татарском государственном академическом театре им.Г.Камала как артист. Положительно оценив творческий потенциал и сценическую фантазию молодого артиста, Марсель Салимджанов предлагает ему самостоятельные постановки. После удачного режиссерского дебюта спектакля "Былтыр виноват" по сказке Н.Исанбета на малой сцене, он доверяет Аюпову Р.М. и другие постановки уже на Большой сцене: «Индианка» по пьесе Г.Каюмова, «Скандал за сценой» по пьесе Амануллы, «Тайны черного пояса» по мотивам японских сказок.

В 1995 году Ренат Мирзахасанович назначается главным режиссером Казанского татарского государственного театра юного зрителя. В течение сезона репертуар театра дополняется произведениями драматургов-классиков: «Коварство и любовь» (Ф.Шиллер), "Башмачки" (Т.Гиззат).


С 1996 года Аюпов Р.М. главный режиссер Набережночелнинского государственного татарского драматического театра. За шесть театральных сезонов Аюпов Р.М. поднимает театр на новый, профессиональный уровень, делает его конкурентоспособным лидером среди театров Закамского региона республики. За эти годы он становится перспективным, глубоко мыслящим режиссером, сплачивает вокруг себя талантливую труппу, создает сильный, многожанровый репертуар. «Угасшие звезды» (К.Тинчурин), «Сказание о Юсуфе Прекрасном» (Кул Гали),Галиябану» (М.Файзи), «Вышивальщица тюбетеек» (Г.Исхаки), «Дон Жуан в Балчыклы» (М.Гилязев), «Мияубек и Чичиетта» (Ф.Галиев), «Сын женится, мы разводимся» (И.Юзеев) и другие.
Сценическая интерпретация коранической и библейской фабулы о Юсуфе Прекрасном становится первым успешным опытом режиссера Аюпова Р.М. в обращении к мусульманской, духовной сокровищнице. В 2002 году спектакль «Сказание о Юсуфе Прекрасном» был показан в г.Москве в рамках празднования 1400-летия начала распространения Ислама на территории современной России. Спектакль получил широкий резонанс среди культурной и театральной общественности г.Москвы. Позже этот спектакль был показан в г.Казани на Республиканском театральном фестивале им.К.Тинчурина, где заслуженно получил диплом фестиваля.

«Вышивальщица тюбетеек» (Г.Исхаки), поставленный в Набережночелнинском театре в 2002 году также является смелым, серьезным творческим поступком в интерпретации татарской классики, маленький рассказ о вышивальщице Камар превращается Аюповым Р.М. в драматическую новеллу. На IV Международном театральном фестивале «Науруз» спектакль получает специальный диплом фестиваля, а московский театровед А.Б.Иняхин называет эту постановку «…энциклопедией татарской жизни».

В 2002 году Аюпов Р.М. назначается главным режиссером Казанского татарского государственного театра юного зрителя. С его приходом начинаются позитивные, созидательные перемены в репертуарной политике, в подборе актерских и режиссерских кадров. Спектакли «32-е марта» (Р.Садриев), «Алтынбек и Русалка» (М.Гилязев) получают широкий резонанс среди театральной общественности. Спектакль «Сак-Сок» по пьесе Р.Батуллы становится очередным творческим достижением театра в художественном воплощении татарского национального наследия.

Высокохудожественные постановки режиссера Рената Аюпова формируют положительное общественное мнение и обеспечивают популярность театра Г.Кариева, предопределяя ему достойное место в мире культуры и искусства. Наделенный глубокими знаниями по режиссуре, требовательный по отношению к себе и другим, Р.Аюпов находится в постоянном творческом поиске. Прежде всего, он обращает внимание на глубину содержания пьесы, на историческую ценность темы и актуальность поднятой в нем проблемы. Режиссер, четко улавливая ритм современной жизни, вдыхает новую жизнь многим произведениям драматургов-классиков. В результате чего основной зритель татарского ТЮЗа – дети школьного возраста и студенты хорошо воспринимают каждую премьеру театра.

Спектакли, пронизанные музыкой, овеянной татарскими национальными мотвами, танцами, нередко обогащенные красивыми трюками, оригинальными решениями по пластике, духовно обогащают и покоряют зрителя. Также восхищает цельное видение режиссером всего сценического произведения, удачное применение декораций и правильная расстановка им творческих сил. Ему подвластны произведения любого жанра и он подтверждает это каждой своей оригинальной постановкой. Творчество мастера, создающего свои творения в свойственной только ему манере, приятно удивляет, привлекает внимание деятелей театрального искусства и рождает мысль.

Хорошие результаты дает и преподавательская деятельность Р. М. Аюпова. Он вносит большой вклад в подготовку молодых кадров для театра Г.Кариева. Его ученики, выпускники Казанского государственного университета культуры и искусств Лейсан (Закирова) Махмутова, Алсу (Кашапова) Шакирова, Алсина Закирова, Ильфат Гибадуллин, Эльдар Гатауллин и Казанского театрального училища – Гульназ (Якупова) Галимуллина, оправдывая надежды своего педагога, успешно трудятся в театре Кариева.

Незаурядная личность, главный режиссер театра Ренат Аюпов живет в творческом союзе со многими театрами. Его очередным достижением стали спектакли «Соннэтче бабай»и «Остазбикэ»по рассказам Гаяза Исхаки, поставленные в Мензелинском татарском государственном драматическом театре им.С.Умутбаева. За эти спектакли коллектив театра награжден Государственной премией РТ им.М.Джалиля. Огромный резонанс общественности получила и постановка в этом же театре спектакля «Странники» (инс.Ф.Галиева по романам М.Галяу).

С каким бы творческим коллективом не работал Ренат Аюпов, он верен своему главному принципу: на первом месте есть и остается высокий профессионализм во всем. Подтверждение тому – его постановка в Альметьевском татарском государственном драматическом театре спектакля «Врата рая» (по произведению А.Гилязева «В пятницу вечером», инс. М.Гилязев).

Ренат Аюпов тонко чувствует менталитет, душу, традиции татарского народа. К 120-летию великого татарского поэта Г.Тукая постановка Р.Аюпова «Сенной базар» была показана в Москве и получила высокую оценку столичного зрителя. На II-ом Бишкекском Международном театральном фестивале «Арт-Ордо» в Кыргызстане спектакль «Сенной базар» был назван «Лучшим спектаклем фестиваля». С именем великого поэта связаны еще две постановки режиссера: музыкальной драмы «Зайтунакай» по пьесе Рабита Батуллы и музыкальная мистерия «Эйт эле, кубэлэк» («Расскажи мне, Бабочка») по пьесе Туфана Миннуллина, которые составляют спектакль-трилогию, посвященную жизни и творчеству Г.Тукая.